Московская обл.
Челябинск
Московская область

Абилитация младенцев

Новорожденные

Мы часто слышим слово «реабилитация» и даже люди далекие от медицины понимают, о чем идет речь. А вот термин «абилитация» не так широко распространен. Так в чем же разница между этими двумя понятиями и что такое  «абилитация младенцев»?

Термин «абилитация» происходит от латинского habilis - удобный, ловкий, приспособительный и обозначает он «систему лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества» (Л. О. Бадалян).  То есть и абилитация, и абилитация младенцев – это одно и то же, так как в любом случае речь идет о маленьких детях до трех лет. В отношении детей более старшего возраста и взрослых, которые уже имели опыт жизни в обществе, принято употреблять термин «реабилитация».

Кто нуждается в абилитации?

О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы - внутриутробные, травматические, воспалительные  и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов. В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита.

Абилитация младенцев чаще всего касается детей с диагнозом «ДЦП» - детский церебральный паралич. И здесь очень важно не упустить время и начинать лечение уже в родильном доме, а затем по мере роста ребенка подключать и коррекционную педагогику. Комплексный подход в абилитации при ДЦП подразумевает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, массаж, лечебную физкультуру, ортопедические процедуры, коррекционно-воспитательную работу, логопедическую помощь. Чем позднее начинается абилитация, тем меньший эффект она дает. При раннем же вмешательстве и кропотливой работе врачей, педагогов и, конечно, родителей, инвалид по ДЦП в дальнейшем вполне может стать полноценным трудоспособным членом общества.

Абилитация также требуется и другим детям-инвалидам – слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, с речевой патологией и в частности с задержкой речевого развития, заиканием.

Резервные возможности мозга

Резервные возможности  мозга человека – главный козырь при абилитации. Наш мозг устроен таким образом, что нейроны коры головного мозга не имеют узкой специализации, а потому могут брать на себя функции пораженных клеток. Вот в этом и кроется секрет способности к обучению детей-инвалидов. К тому же не стоит забывать и о том, что мозг ребенка в отличии от мозга взрослого обладает более высокими потенциальными возможностями, и в первую очередь к обучению. К тому же такой механизм позволяет использовать принцип замещения: слепой ребенок может максимально использовать слух и, наоборот, глухой – зрение, вибрации и т.д.

Абилитация младенцев с ДЦП

Абилитацию детей, больных ДЦП, начинают с подавления лабиринтных и  шейных тонических рефлексов. В норме это происходит естественным путем к трем месяцем, но у больных детей такие рефлексы подавляют искусственно, а взамен развивают задержанные, которые позволяют ребенку держать туловище вертикально и развивать моторную активность. Для этих целей используется лечебная физкультура, массаж, физио- и ортопедические процедуры, лекарственные препараты, а также ряд специальных укладок.

Комплекс укладок индивидуально для вашего малыша должен подобрать врач-невропатолог совместно с педагогом-дефектологом. В этих позах влияние патологических рефлексов будет минимально, поэтому все другие занятия, например с логопедом, следует проводить именно в таких положениях. Такие укладки должны быть подобраны для всех положений - сидя, лежа, стоя, при этом правильное положение тела и отдельных конечностей фиксируют специальными приспособлениями. Самая известная поза – «поза эмбриона». Выполняя упражнения-укладки, сначала взрослый укладывает ребенка сам, а потом учит малыша выполнять их самостоятельно. В результате такой гимнастики ребенок учится поначалу держать голову, затем все туловище, позднее разгибать руки и ноги.

Для поднятия и удержания головы, а также для отработки способности опираться на руки очень полезны упражнения на мяче. Ребенка кладут на живот на мяч и перекатывают его, пока руки малыша не коснутся пола.

Отработка движений пальцев и кистей рук – еще одно важное направлении абилитации младенцев с ДЦП. Принцип здесь тот же, что при упражнениях-укладках: сначала пассивно, затем активно. В ходе активных упражнений используются кубики, другие игрушки, специальные игры. Надо отметить, что в группе такие занятия для детей гораздо эффективнее, чем в одиночку.

С помощью настольных и подвижных игр, картинок стимулируется развитие зрительно-моторных связей, а также предпосылок интеллектуальной деятельности. Специальные игры формируют навыки самообслуживания. Очень полезны музыкальные занятия, так как они развивают двигательную и речевую активность, способствуют хорошему дыханию и правильному голосообразованию. При этом важно часто менять виды деятельности, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенку такие занятия в первую очередь должны быть интересны, ведь они эффективны, если только затрагивается его интеллект.

Абилитация младенцев с ДЦП и другими особенностями

Абилитация слепых и слабовидящих детей

Если речь идет о слепом ребенке, то абилитация сводится к тренировке его слуха и кожного восприятия. При этом если выполнять такие упражнения ежедневно, то в конечном итоге у ребенка вырабатываются особые формы условно-рефлекторной деятельности, которые недоступны видящим людям. Важно тактильные ощущения ребенка, с помощью осязания формирующие у него понятия о форме, количестве, размерах предметов, сопровождать речью родителя  и педагога. В этом случае расширяется познавательная деятельность малыша.

Для слабовидящих детей очень важно задействовать остаточное зрение. Важную роль играет здесь развитие оптического внимания. Для его тренировки рекомендуется вводить новые предметы в окружение ребенка, например в его комнате. Еще один момент – оптический контроль за выполняемым движением: выполняйте движение, сопровождая его название словом. Со временем ребенок научится точно воспроизводить движения по памяти и выполнять их в заданной последовательности.

При выполнении упражнений важно постепенно наращивать их количество во избежание риска перегрузки нервной системы.

Абилитация глухих и слабослышащих детей

Познавательная деятельность глухого ребенка происходит в основном за счет зрения, осязания и вибрационных ощущений. Довольно долго мышление глухого ребенка остается на уровне конкретных образов, поскольку отсутствие нормального становления речи замедляет развитие ребенка. В начале контакт взрослого с ребенком осуществляется с помощью мимико-жестикуляторной речи и только поздне, когда он начинает заниматься с сурдопедагогом у ребенка формируется произношение, а специальные методики позволяют ему научиться считывать слова с губ другого человека. Параллельно с этим ребенка учат дактильной (пальцевой) речи. Процесс обучения глухого ребенка длительный и сложный, поэтому надо терпеливо относиться ко всем рекомендациям педагогов.

Для слабослышащих детей основная задача – развивать у них оставшийся слух. В этом случае врачи часто рекомендуют использовать звукоусиливающую аппаратуру.

Начинать учить глухих детей нужно как можно раньше, поскольку в 3-4 года они уже утрачивают способность развивать свои способности.

Абилитация детей с задержкой речевого развития

Речевая патология в большинстве своем отмечается на фоне неврологических нарушений и особенно часто она фоне ДЦП. Известно, что формирование речи и манипулятивная деятельность рук, особенно кистей и большого пальца, - процесс параллельный. В связи с этим очень важно включать в занятия упражнения, развивающие моторику рук.

Для детей с ДЦП необходимы также тренировки, направленные на регуляцию дыхания и голосообразования, на развитие слухового внимания. В ходе логопедической работы при ДЦП с ребенком первых двух лет жизни необходимо начинать  формировать сначала доречевую, а только затем речевую деятельность, для того чтобы планомерно подавлять патологическую активность речевой мускулатуры. К доречевой функции относятся кусание, жевание, отделение голосовых реакций от  мышечной активности, гуление.

Во время занятий нужно внимательно следить за соотношением моторного и речевого развития малыша и вовремя корректировать их при необходимости.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д. Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы. В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида. Главное, не опускать руки и тогда у вас все получится!



Комментарии: 0
Добавить комментарий


Онлайн Школа Вкусные рецепты Здоровье О нас Развиваемся, играя Развитие детей Справочник Товары и услуги

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо